Популярное


Адоба, Адува
Адоба, Адува (Adowa, battle of) (1 марта 1896 г.), город на С. Эфиопи...

Ловетт Уильям
Ловетт Уильям (Lovett, William) (1800-77), англ, радикальный полит, ...

Лига борьбы против Хлебных законов
Лига борьбы против Хлебных законов (Anti-Corn Law League), движе...

Ватерлоо, битва при Ватерлоо
Ватерлоо, битва при (Waterloo, battle of) (18 июня 1815 г.), решающее ...

Женевская конференция 1954 г.
Женевская конференция 1954 г. (Geneva Conference), совещание мин. ...

Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок
Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок...

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)(Central American Commo...

ЦЫСИ
ЦЫСИ (Cixi or Tz'u-hsi) (ок. 1834-1908 гг.), вдовствующая императрица...

Юань Шикай
Юань Шикай (Yuan Shikai or Yuan Shih-k'ai) (1859- 1916), кит. военачальник ...

Несотрудничество
Несотрудничество (non-co-operation) (в Брит. Индии), полит, камп...

Ганди Мохандас Карамчанд
Ганди Мохандас Карамчанд (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869-1948), инд. нац. и духовный лидер. Родился в Порбандаре в семье, принадлежавшей к кас-те торговцев, учился в Индии и Англии, где получил юрид. образование. Короткое время занимался юрид. практикой в Индии, затем переехал в Юж. Африку (1893-1914), где стал преуспевающим адвокатом. Именно там Г. разработал свою тактику сатьяграхи (ненасильственного сопротивления). Его борьба за равноправие индийцев в Юж. Африке увенчалась опред. успехом. Вернувшись в Индию, где его тактика уже была известна, Г. приобрел множество сторонников в ходе кампаний в защиту прав рабочих и крестьян (1916- 18). В дальнейшем возглавлял инд. националистов, протестовавших против Брит. Индийской империи (британского раджа), в т.ч. руководил агитацией против законов Роулетта (1919). С 1920 г. стал играть ведущую роль в партии Индийский национальный конгресс (ИНК), поддержав мусульм. халифатское движение и инициировав решение ИНК о развертывании кампании "несотрудничества" (1920-21), за что неоднократно подвергался арестам. За "соляным походом" к Данди (1930) последовали кампания гражд. неповиновения, продолжавшаяся до 1934 г., индивидуальная сатьяграха (1940-41) и кампания под лозунгом "Долой из Индии!" (1942). По мере приближения независимости Индии Г. пошел на сотрудничество с англичанами, несмотря на свое несогласие с разделом Индийского субконтинента. В полит, отношении гл. достижение Г. - превращение ИНК из небольшой орг-ции выходцев из высшего и ср. классов страны в массовое полит, движение благодаря популярности лозунгов, рассчитанных на привлечение простых индусов (с использованием символов вроде набедренной повязки или прялки), а также созданию системы союзов с использованием полит, посредников на низших уровнях. В социально-полит, плане Г. подчеркивал важное значение простоты и опоры на собственные силы, присущие патриархальной Индии, необходимость повышения статуса "неприкасаемых" (хариджанов) и достижения обществ, гармонии. В духовном плане он придавал особое значение силе правды и ненасилия в борьбе со злом. Согласие Г. с разделом Индии и политика в отношении мусульман в стране вызвали враждебное отношение к нему индуистов-экстремистов. Один из них, Натурам Годсе, убил Г. в Дели. Глубоко почитаемый при жизни и после смерти, Г. удостоился звания "Махатмы" ("Великая душа").

Радостная встреча Мохандаса Ганди с внучками в Нью-Дели. К моменту провозглашения независимости Индии в 1947 г. Ганди уже был деятелем международного масштаба, способным вдохновить народ на строительство суверенного государства.