Популярное


Адоба, Адува
Адоба, Адува (Adowa, battle of) (1 марта 1896 г.), город на С. Эфиопи...

Ловетт Уильям
Ловетт Уильям (Lovett, William) (1800-77), англ, радикальный полит, ...

Лига борьбы против Хлебных законов
Лига борьбы против Хлебных законов (Anti-Corn Law League), движе...

Ватерлоо, битва при Ватерлоо
Ватерлоо, битва при (Waterloo, battle of) (18 июня 1815 г.), решающее ...

Женевская конференция 1954 г.
Женевская конференция 1954 г. (Geneva Conference), совещание мин. ...

Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок
Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок...

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)(Central American Commo...

ЦЫСИ
ЦЫСИ (Cixi or Tz'u-hsi) (ок. 1834-1908 гг.), вдовствующая императрица...

Юань Шикай
Юань Шикай (Yuan Shikai or Yuan Shih-k'ai) (1859- 1916), кит. военачальник ...

Несотрудничество
Несотрудничество (non-co-operation) (в Брит. Индии), полит, камп...

Железные дороги
Железные дороги (railways), вид транспорта, используемого для перевозки людей и грузов на большие расстояния. Периодом бурного развития Ж.д. стал 19 в. С 16 в. в Европе на рельсовом пути использовались тележки, приводившиеся в движение человеком или лошадью для транспортировки угля и минеральных ресурсов: одна из первых таких дорог была построена в 1550 г. в Эльзасе. Первый паровоз, прошедший по Ж.д., был сконструирован Ричардом Тревитиком в Уэльсе в 1804 г. "Стоктон энд Дарлингтон рейлуэй" стала первой в мире Ж.д., перевозившей грузы и пассажиров (1825). В 1830 г. к ней присоединилась "Ливерпуль энд Манчестер рейлуэй"; использованный ею первый паровоз "Ракета" Джорджа Стефенсона стал провозвестником начала ж.-д. эры. К 1880 г. ок. 70% дохода от ж.-д. перевозок приходилось на пассажирские. Англ, инженеры во второй половине 19 в. строили Ж.д. по всей Европе, Америке, Индии, Африке и Австралии. В США ж.-д. компании были гл. проводниками экспансии на Запад. В Европе дешевые и доступные ж.-д. поездки помогли сломать провинциальные, а подчас и пограничные барьеры, в Швейцарии и странах Средиземноморья быстрыми темпами стала развиваться индустрия туризма. Во время Гражданской войны в США воюющие стороны использовали этот новый вид транспорта для переброски войск и их снабжения. Ж.д. имели важное стратегическое значение на всех фронтах 1-й мировой войны. После окончания войны Ж.д. во мн. странах были национализированы. Их использование снизилось в связи с конкуренцией со стороны автомобильного транспорта, однако скоростные ж.-д. линии, связавшие крупнейшие города, и ж.-д. туннель под ЛаМаншем, соединивший Францию с Великобританией, привели к оживлению ж.-д. сообщения.

Литография, изображающая открытие железной дороги из Кентербери в Уитстейбл с первым в мире железнодорожным туннелем (3 мая 1830 г.). Железные дороги первоначально предназначались для грузовых, а не пассажирских перевозок, так как ошибочно предполагалось, что именно доставка грузов станет источником доходов.