Популярное


Адоба, Адува
Адоба, Адува (Adowa, battle of) (1 марта 1896 г.), город на С. Эфиопии, место сражения, в к-ром импе...

Ловетт Уильям
Ловетт Уильям (Lovett, William) (1800-77), англ, радикальный полит, реформатор, один из лидеров чар-...

Лига борьбы против Хлебных законов
Лига борьбы против Хлебных законов (Anti-Corn Law League), движение за отмену пошлин на ввозимое в В...

Ватерлоо, битва при Ватерлоо
Ватерлоо, битва при (Waterloo, battle of) (18 июня 1815 г.), решающее сражение между франц. армией и...

Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок
Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Карибский общий рынок (Caribbean Community (CARICOM) and Caribbean ...

Юань Шикай
Юань Шикай (Yuan Shikai or Yuan Shih-k'ai) (1859- 1916), кит. военачальник и гос. деятель. Проявив с...

ЦЫСИ
ЦЫСИ (Cixi or Tz'u-hsi) (ок. 1834-1908 гг.), вдовствующая императрица Китая (1862-1908). Родилась в ...

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)(Central American Common Market, ODECA or CACM), эконом, ор...

Несотрудничество
Несотрудничество (non-co-operation) (в Брит. Индии), полит, кампания Индийского национального конгре...

Австро-прусская война
Австро-прусская война (Austro-Prussian War) (1866), война между Пруссией и Италией, с одной стороны,...

Железные дороги
Железные дороги (railways), вид транспорта, используемого для перевозки людей и грузов на большие расстояния. Периодом бурного развития Ж.д. стал 19 в. С 16 в. в Европе на рельсовом пути использовались тележки, приводившиеся в движение человеком или лошадью для транспортировки угля и минеральных ресурсов: одна из первых таких дорог была построена в 1550 г. в Эльзасе. Первый паровоз, прошедший по Ж.д., был сконструирован Ричардом Тревитиком в Уэльсе в 1804 г. "Стоктон энд Дарлингтон рейлуэй" стала первой в мире Ж.д., перевозившей грузы и пассажиров (1825). В 1830 г. к ней присоединилась "Ливерпуль энд Манчестер рейлуэй"; использованный ею первый паровоз "Ракета" Джорджа Стефенсона стал провозвестником начала ж.-д. эры. К 1880 г. ок. 70% дохода от ж.-д. перевозок приходилось на пассажирские. Англ, инженеры во второй половине 19 в. строили Ж.д. по всей Европе, Америке, Индии, Африке и Австралии. В США ж.-д. компании были гл. проводниками экспансии на Запад. В Европе дешевые и доступные ж.-д. поездки помогли сломать провинциальные, а подчас и пограничные барьеры, в Швейцарии и странах Средиземноморья быстрыми темпами стала развиваться индустрия туризма. Во время Гражданской войны в США воюющие стороны использовали этот новый вид транспорта для переброски войск и их снабжения. Ж.д. имели важное стратегическое значение на всех фронтах 1-й мировой войны. После окончания войны Ж.д. во мн. странах были национализированы. Их использование снизилось в связи с конкуренцией со стороны автомобильного транспорта, однако скоростные ж.-д. линии, связавшие крупнейшие города, и ж.-д. туннель под ЛаМаншем, соединивший Францию с Великобританией, привели к оживлению ж.-д. сообщения.

Литография, изображающая открытие железной дороги из Кентербери в Уитстейбл с первым в мире железнодорожным туннелем (3 мая 1830 г.). Железные дороги первоначально предназначались для грузовых, а не пассажирских перевозок, так как ошибочно предполагалось, что именно доставка грузов станет источником доходов.